Бюджет на удержание или новая индустриализация? О чем говорит проект Минфина

Бюджет на удержание или новая индустриализация? О чем говорит проект Минфина

Бюджет на удержание или новая индустриализация? О чем говорит проект Минфина

Государства в народном хозяйстве становится все больше. Региональные бюджеты полностью зависят от центра, налоговая дубинка заставляет малый бизнес уходить либо в тень, либо к станку на номерных заводах. Вот и вернулась сталинская индустриализация, которую ждали многие?

Елена Петрова, Татьяна Свиридова

Беспрецедентная ситуация с дефицитом бюджета

Второй год подряд российские власти, посылая проект бюджета в Госдуму, признают, что СВО — дело дорогое. Еще непонятно, что принесет казне повышение подоходного налога в прошлом году и рост налога на прибыль, который не оправдал ожидания, как грядет еще одно новшество — НДС прибавит 2%, хотя повышали его сравнительно недавно, в 2019 году.

Россия — не единственная воюющая страна, где государственные расходы растут. Израиль тоже пошел по пути повышения НДС с 1 января 2025 года, потому что денег не хватает.

— Ну воюем мы, что делать? Конечно, все понимают, что одна из главных причин — ситуация с СВО. Промышленность формально растет, но гражданские сектора, которые не связаны с ВПК, сидят в минусе процентов пять. Причем уже несколько кварталов. Инвестиции — да, они растут, растут. Извините, производство сложной военной техники рассматриваются как инвестиции. Конечно, они росли на семь с лишним процентов в прошлом году. А вот все остальное куда? — вопрос, который задает экономист Никита Масленников, риторический.

Ситуация в принципе беспрецедентна, считает эксперт. Как ни стараются власти снизить дефицит бюджета, это им не удается. Доходы не растут настолько быстро, чтобы покрыть расходы. Да и суммы, уходящие из бюджета, не уменьшаются.

Есть только два пути, как решить проблему: либо увеличивать заимствования, либо поднимать налоги. Поскольку свежих денег взять негде, а госдолг становится дорогой, приходится собирать с граждан и бизнеса.

Бюджет на удержание или новая индустриализация? О чем говорит проект Минфина

Подъем ставки НДС по примеру Израиля

2026 год Минфин хочет пройти с дефицитом в 3,79 трлн рублей. Это значительно, на 2 трлн руб., меньше, чем в этом году, но чтобы сократить долговую дыру в будущем, финансовым властям пришлось повышать налоги, акцизы, утильсбор. К тому же сокращается второй год подряд налог на прибыль, с которого живут регионы.

Россия, поднимая НДС, пошла по пути воюющего Израиля. Там также повысили оборотный налог с 1 января 2025 года, правда, до 18%. Российские власти надеются собрать дополнительно 1,8 трлн рублей, чтобы не получилось как в этом году.

2025 начинался с 1,17 трлн, но все пошло не так и с санкциями, и с ценами на нефть, и выпадением газовых доходов. Пришлось несколько раз вносить изменения в принятый бюджет, увеличив разницу между расходами и доходами в пять раз. НДС неизбежно повлечет за собой рост цен, говорит Никита Масленников:

— Дефицит надо закрывать. Если его не закрывать, никакой инфляции в 4%, которую нарисовали, вы не получите. Но вы ее можете снизить, если получите ситуацию, которую проходили в 2017–2019 годах, когда повышали НДС с 18% до 20%. Получили подскок инфляции на горизонте пяти месяцев в один процентный пункт, ЦБ пришлось повышать ставку до 7,75%. А в итоге по году инфляция снизилась на один процент.

Но подскок цен до конца года обеспечен.

Бюджет на удержание или новая индустриализация? О чем говорит проект Минфина

За букмекерами последуют и другие

Повышенные акцизы, в том числе, на табак и алкоголь, принесут казне дополнительно 129 млпд руб.

Утильсбор, который любят в Минпромпорге и ненавидят в народе, вырастет более чем в два раза, с 1,12 трлн в 2026 до 2,29 трлн руб. в 2028 году.

Игорный бизнес, выросший за 2024 год на 42%, заплатит за три года 300 млрд рублей в бюджет.

— Кому жалко букмекеров? Но здесь история о том, что теперь правительство будет брать деньги там, где оно их увидит и где легко взять деньги. Новые налоги на букмекеров — это первый опыт, как государство будет брать налоги со всех транзакций в интернете, которые мы проводим, — полагает экономист Дмитрий Прокофьев.

Бюджет на удержание или новая индустриализация? О чем говорит проект Минфина

Регионы теряют финансовую самостоятельность

Если правительство еще может договориться с банками и занять у них денег, то субъектам Федерации эта задача стала не по силам. Показательным стало начало 2025 года. Федеральные власти пообещали регионам простить долг, если они потратят высвободившиеся деньги на ремонт коммунальной инфраструктуры. До тех пор пока деньги не пришли из Москвы, ни одна область не потратила на ЖКХ ни копейки! И это зимой, когда провода в России рвутся под снегом, а отопление надо латать в ежедневном режиме.

— Правительство становится главным инвестором, кредитором и работодателем в России. Ключевой момент бюджета, о котором говорит государство, в том, что на ближайшие годы оно будет платить за все, — полагает экономист Дмитрий Прокофьев.

Финансированию регионов в проекте бюджета на 2026 год уделено особое внимание. Половина субъектов Федерации закончили первый квартал 2025 года с дефицитом. По данным АКРА, главный источник благосостояния регионов — налог на прибыль — сократился в 2024 году на 9%. Но это в среднем. Картина в нефте- и газодобывающих районах страны еще более суровая. В Коми недобрали 49%, Оренбургской области — 40%. Денег взять неоткуда, кроме как из Москвы. И Москва не подводит.

— Никаких бюджетных дотаций больше не будет. Будут выдаваться кредиты. То есть регионы становятся просто исполнителями воли центра. Скажут им строить — они будут строить. Бюджетные кредиты превращаются в механизм управления территориями, которые способны самостоятельно генерировать доходы, — констатирует Дмитрий Прокофьев.

Бюджет на удержание или новая индустриализация? О чем говорит проект Минфина

Экономика очень государственного типа

На национальные проекты запланировано 42 трлн руб на ближайшие шесть лет. Это в 2,6 раза больше, чем за предыдущую шестилетку. Все разговоры о том, что правительство сократит расходы, оказались беспочвенными. Власти будут тратить столько, сколько смогут.

Нынешний бюджет — это документ, который закрепляет политику вмешательства государства в экономику, говорит экономист Прокофьев:

— Правительство сознательно выбирает путь государственной управляемой экономики, развитие которой будет определено наращиванием расходов в приоритетных секторах и ростом социальных выплат. Будут региональные бюджеты дефицитными — значит, нарастят централизацию через целевые кредиты. Будут сокращаться инвестиции — значит, заменят частные инвестиции государственными. Растут бюджетные расходы — значит, мы будем повышать доходы любой ценой.

На этом пути есть много опасностей, от роста инфляции о перегрева экономики, но это именно так политика, которую много лет требовали от властей те, кто поддерживает власть: возрождение производства, «правительство должно», «пусть правительство решает все, только были бы полные прилавки супермаркетов». А таких несколько миллионов в стране.

Бюджет на удержание или новая индустриализация? О чем говорит проект Минфина

Бизнес поделили на своих и чужих

Правительство в шесть раз снизило планку налогообложения для малого и среднего бизнеса. Оборот в 60 млн в год и 0% НДС уходит в прошлое.

— Сколько от этого получит бюджет, сказать трудно. Это тоже вопрос не совсем бюджетный. Это с точки зрения вопроса, что дальше делать с малым бизнесом, как его стимулировать, чтобы он перерастал в более крупный, — говорит Никита Масленников.

С помощью разных ставок страховых взносов государство делит малый бизнес на своих и чужих, объясняет логику властей Дмитрий Прокофьев:

— Те малые предприятия, которые закроются из-за высоких налогов и страхового сбора, правительству не нужны. Пусть закрываются МСП, пусть идут работать туда, где созданы льготные привилегированные условия. За льготы всегда кто-то платит, в данном случае заплатят люди, которые оказались в неприоритетных секторах.

Со снижением порога НДС и избирательным применением льготной ставки страховых сборов для МСП очевидно, что не все малые предприятия смогут платить 22%, и людей начнут увольнять. И куда пойдут эти люди?

Бюджет на удержание или новая индустриализация? О чем говорит проект Минфина

На новую индустриализацию молятся начальники

Экономист Дмитрий Прокофьев считает, что в России может повториться ситуация 100-летней давности:

— Сталин сделал насильственную коллективизацию и принудительную индустриализацию. И народ реально побежал в промышленность работать в города, потому что жить в деревне оказалось невозможным. Сталин не построил новую эффективную экономику, он сломал неэффективную старую систему, заменив ее новой, еще менее эффективной, но она смогла решить одну задачу — быстрого перераспределения ресурсов в тяжелую промышленность любой ценой.

Бюджет на удержание или новая индустриализация? О чем говорит проект Минфина

Даже если половину школьников отправить в колледжи, на заводы они придут не раньше, чем через 5 лет. С помощью новой фискальной политики можно получить приток рабочих рук сразу. В эпоху дорогой нефти и газа и отсутствия санкций приток новых работников в тяжелую промышленность был не нужен, но сейчас ситуация другая. Дмитрий Прокофьев напоминает:

— Разница в том, что 100 лет назад донором ресурсов выступало крестьянство, а сейчас — никому не нужный городской средний класс. Власть создала искусственный спрос на совершенно определенные изделия и сказало: вот здесь будут деньги, а в других местах денег не будет. А все, кто останется за пределами этого сектора, вам всем будет плохо, с вас будут собирать налоги. И выяснилось, что наша российская промышленность может работать, выполняя правительственный заказ, при чем в рамках строго определенной номенклатуры изделий. Ничего другого она делать не может.

Мечты сбываются, как говорили государственные пиарщики в другое время и по другому поводу. Правительство будет поддерживать потребительскую витрину за счет импорта, а трудящиеся — ходить на производство, обеспечивать семью и смотреть программу «Время», а к ней еще 200 развлекательных каналов, полагает экономист Прокофьев. Для этого и создан новый бюджет.

Правда, на пути построения «города Солнца» есть препятствия, считает Никита Масленников. Государственных инвестиций в гражданский сектор нет, да и городской класс на 70% состоит из работников торговли. Так далеко Минфин не думает. Для него важно сбалансировать бюджет. Этим он и занимается.