«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

Какие машины останутся в России с ноября 2025, когда повысят утильсбор

Всех посадят на отечественные машиныБудущее китайских авто в РоссииДо ввода заградительных ставок утильсбора на автомобили остался месяц. Министр промышленности Антон Алиханов успокаивает нас тем, что в России сейчас выпускают более 50 моделей 20 различных брендов. «НИ» выяснили, какие из них попадают под условия возврата утиля — на чем нам предлагают ездить?

Мария Соколова

Официального постановления о принятии прогрессивной шкалы утильсбора на автомобили и отмене льгот для физлиц, покупающих машины мощнее 160 л. с., до сих пор нет. Но власти старательно готовят людей к переменам.

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

Например, министр промышленности Антон Алиханов пытается убедить россиян, что в бюджетном и среднем сегментах у покупателей останется выбор отечественных машин. В большом интервью он рассказал, что в России выпускают автомобили более 20 различных брендов, а всего насчитывается более 50 различных моделей, которые удовлетворят запросы и больших семей, и простых горожан, и жителей сельской местности.

50 различных моделей — звучит неплохо, но есть один важный момент: на возврат утилизационного сбора могут рассчитывать только те производители, которые локализовали выпуск машин в России.

Прошлым летом оказалось, что зарубежные компании не стремятся инвестировать в РФ: на возврат утиля претендовали только АвтоВАЗ и УАЗ. Пришлось пойти на попятную, и в августе 2025-го Минпромторг понизил требования к локализации. Раньше для получения субсидий на оплату утильсбора компания должна была набрать минимум 3700 баллов из возможных 7000 за локализацию, теперь достаточно 1500 баллов.

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

Но и эту планку могут осилить далеко не все. «НИ» выяснили, на каких машинах предстоит ездить россиянам.

Всех посадят на отечественные машины

Помимо АвтоВАЗа и УАЗа (последний, кстати, возобновил производство «Хантера» — того самого «козла» родом из середины ХХ века) на возврат утильсбора точно могут претендовать Aurus, производящий доступный лишь госслужащим высшего звена и миллиардерам лимузин Senat, и ГАЗ, у которого в линейке есть модель «Соболь» — с большой натяжкой ее можно принять как автомобиль для большой семьи.

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

Повезло «Москвичу»: сам по себе «Москвич 3» имеет лишь 975 баллов локализации. Собираемые крупноузловым методом лифтбэк «Москвич 6» и семиместный кроссовер «Москвич 8» — только 75 баллов за установку «ЭРА-ГЛОНАСС». Но за проведение НИОКР по развитию завода (сюда добавляются работы партнера по проекту — КАМАЗа) все модели получили дополнительно 1683 балла.

В следующем году шанс на возврат утиля имеют две модели липецкого завода «Моторинвест» — там собирают электромобили под созданным для России брендом Evolute (различные модели Dongfeng) и гибриды Voyah.

Начало сварки и окраски кузовов гибридных кроссоверов Evolute i-Space и Voyah Free запланировано на конец 2025 года — утверждает глава «Моторинвеста» Андрей Резников. Они в первую очередь претендуют на возврат утильсбора. Усиление локализации произойдет только в 2026 году: некоторые модели перейдут только на мелкоузловую сборку, некоторые электромобили получат отечественные моторы и батареи.

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

Еще один сугубо российский бренд — Solaris. Под ним сейчас выпускают хорошо знакомые Kia Rio и Hyundai Creta. Оказалось, что производитель «АГР Холдинг» не лукавил, когда говорил, что машины собирают из старых складских запасов. Разбор машин показал, что все так и есть. С одной стороны, это дает высокий уровень локализации, а с другой стороны, запасы не бесконечные. Solaris HS, он же Hyundai Solaris, уже ушел с рынка.

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

Сегмент минивэнов для семейных и корпоративных перевозок в скором времени должен закрыть Sollers SP7 (JAC Refine RF8). Его производство по полному циклу в Елабуге началось прошлым летом, а в октябре должны стартовать продажи. Цены пока не названы, но известно, что на выбор предлагаются две версии: семиместная и четырехместная. В будущем Sollers обещает локализацию двигателей и штамповку кузовных деталей — так точно можно набрать необходимые 1500 баллов.

Заодно Sollers выпускает в Ульяновске две модели пикапов: ST6 и ST8. Обе уже сейчас производятся по полному циклу со сваркой и окраской кузовов, а также на них устанавливают произведенные в РФ дизельные двигатели и механические КПП. У этих моделей проблем с утилем быть не должно.

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

К сожалению, такое не получается утверждать про собственные бренды калининградского «АВТОТОРА». Amberauto A5 — это компактный электрический седан, Ambertruck Work — это дизельный полноприводный пикап. Машины совершенно разные, но объединяет их то, что завод обещал глубокую локализацию (до 90% для Amberauto), но пока не видно новостей о замещении импортных деталей отечественными, ни успешных продаж.

В июне 2025-го по всей России смогли продать только 98 Amberauto A5, при том, что это еще в три раза больше, чем продавали в предыдущие месяцы. Не помогают даже госсубсидии на электромобили. Пикапы Ambertruck тоже далеки от попадания в топ продаж даже в своем классе. Отсутствие продаж — серьезная помеха на пути локализации.

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

Будущее китайских авто в России

Среди китайских брендов сильнее всего обрусел Haval — он первым открыл у нас свой завод. Формально на территории РФ собирается широкая линейка автомобилей: компактные кроссоверы Jolion и М6, более крупные кроссоверы F7, F7x и Dargo, пикапы Poer и внедорожник Н9. Но наиболее локализованная модель Jolion имеет только 1630 баллов локализации с учетом НИОКР. А ведь для нее штампуют и сваривают кузовные детали, окрашивают готовые кузова, собирают двигатели. Остальные модели в лучшем случае имеют 1000–1200 баллов локализации, то есть не попадают под условия возврата утильсбора.

Следующий в очереди на получение субсидий стоит бренд Tenet. Это популярные среди россиян кроссоверы Chery Tiggo под новой маркой. Их сборка начинается на бывшем заводе Volkswagen в Калуге. В августе 2025-го запустили производство полного цикла со сваркой и окрашиванием кузовов кроссоверов Tenet T7 (он же Chery Tiggo 7L). У этой модели еще есть шансы на возврат утиля, а более компактные Tenet T4 и семиместный Tenet T8 пока везут из Китая.

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

Традиционно за наполнение рынка машинами разных брендов у нас занимается калининградский «АВТОТОР». В последние годы он заключил соглашения о сборке множества различных китайских моделей. Сейчас в его портфеле имеются зарубежные бренды BAIC, Kaiyi, SWM, Forthing, Jetour, Eonyx. Вот вам еще шесть брендов.

Но ни один из них не стал популярным. «АВТОТОР» заявлял о перспективах перехода с крупноузловой сборки, которая не дает баллов локализации, на производство машин китайских брендов по полному циклу, но в итоге новостей о подобных реформах не поступало. Вместо этого вывод на рынок новых моделей BAIC прекращен — распродают уже имеющиеся машины. Автосалоны бренда Kaiyi также до сих пор реализуют остатки машин 2023 года выпуска.

Недостаточную степень локализации на «АВТОТОРЕ» подтверждает тот факт, что ни одна их модель не попала в список машин, которые можно использовать в такси.

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

Брендов формально производимых в РФ автомобилей много (можно вспомнить еще так и не запущенную «Волгу»), но это вовсе не означает изобилие машин. А локализованных и того меньше.

В массовом сегменте выбор сводится к Lada, «Москвич 3» и Haval Jolion. В среднем ценовом сегменте, возможно, подтянут уровень локализации Haval F7, Tenet T7 и T8, а рынок пикапов занимают машины марки Sollers. Остальные локализованные машины, будь то электрические Evolute (в первом полугодии 2025-го продали 616 гибридов i-Space и 374 всех электромобилей этого бренда), престижные Voyah рассчитаны на узкий круг покупателей.